— Да Бог с ними, с близнецами, пусть рисуют. Лучше скажи, западные ценители живописи и наши – это разные явления?
— Ну, сейчас нет того повышенного интереса к русским художникам, который был в первые годы перестройки. Тогда для Запада Россия была символом страны, освобождающейся от коммунизма, поэтому любые, чаще всего, невысокого уровня вещи оценивались баснословными суммами.
Сейчас все стало на свои места и оценивается уровень работ, а не национальность художника. В этом смысле все коллекционеры похожи друг на друга, разница лишь в том, что там этот круг шире, в него входят и не очень состоятельные граждане. К тому же рынок искусства существует давно, вкусы формировались на протяжении нескольких поколений, поэтому есть спрос на искусство разных направлений.
А наши люди, чаще всего, безоговорочно принимают лишь реалистические пейзажи. Они пока не достигли того уровня материального благосостояния, который позволяет не думать о хлебе насущном – на это уходят все силы. Для восприятия современных течений в живописи нужно и время, и желание. Плюс место, где все это можно увидеть. Так как в бюджете нет средств, чтобы привести в порядок единственный выставочный зал, приходится надеяться на частные галереи.